Регистрация опасного производственного объекта (ОПО) подразумевает процесс внесения данных в Единый государственный реестр опасных производственных объектов (ЕГРОПО) в целях учета объектов с признаками опасности и предприятий их использующих.
Опасный производственный объект определяется Федеральным законом ФЗ-№ 116 как организация в целом или ее отдельные составляющие (цеха, склады и прочие площадки), объединенные по технологическому или управленческому критерию, функционирование которых неблагоприятно для здоровья человека и экосреды.
Обязательный характер регистрации ОПО предусмотрен Федеральным законом ФЗ-№ 116. Основная цель занесения сведений в ЕГРОПО – учет ОПО и организаций эксплуатантов. Учетную функцию исполняет Ростехнадзор, который облагает штрафами собственников незарегистрированных ОПО, обнаруженных в рамках внеплановых инспекций или взаимодействия с прокуратурой и МЧС.
Приказ Ростехнадзора № 495 от 25.11.2016 обязывает каждое предприятие, намеренное использовать ОПО, подавать бумаги на регистрацию за 10 дней до запуска опасного объекта. Для вновь построенного ОПО отсчет нужной даты начинается с момента получения Акта или Разрешения на его эксплуатационный запуск. Отсутствие регистрации является главным препятствием для выдачи лицензии, без которой эксплуатация ОПО считается грубым нарушением.
В 2017 году Ростехнадзором были приняты два Приказа от 25.11.2016 № 494 и от 25.11.2016 № 495, которые внесли ряд новшеств в административный регламент учета ОПО:
Принятие нововведений обусловило четырехэтапную регистрацию ОПО:
Регистрация ОПО в государственном реестре производится Ростехнадзором по юридическому адресу заявителя, независимо от дислокации ОПО и может занимать до 20 дней
Обновленными правилами учета предусмотрена предварительная идентификация ОПО. Ее мероприятия выполняются заявителем или приглашенной экспертной организацией в рамках ФЗ-№ 116 и предполагают:
Параллельно на соответствие действующим нормативам проверяются:
Полученные показатели вносятся заявителем или сторонней экспертной организацией в Сведения, характеризующие ОПО. Правильность результатов идентификации и классификации проверяется Ростехнадзором в процессе проведения регистрационных мероприятий.
Обновленным регламентом предусматривается наличие комплекта первичных документов, содержащих:
Введение новых требований к регистрации ОПО предусматривает подачу документов в территориальные органы Ростехнадзора по юридическому адресу ИП или предприятия, даже если ОПО дислоцируется в другом месте. Сведения, характеризующие объект направляются в ФСЭТАН по месту нахождения ОПО, где в течение 10 дней проверяется их полнота и правдивость.
Если идентификация и данные, полученные в ходе ее проведения, вызывают сомнения у инспекторов Ростехнадзора, собственник ОПО может получить запрос на предоставление дополнительных сведений:
Нововведения, вступившие в действие зимой 2017 года, коснулись не только комплектации, но и формы документов.
Регистрационное заявление, шаблон которого можно скачать на сайте территориального органа Ростехнадзора, должен содержать реквизиты собственника и ключевые данные ОПО. В нем не должно быть:
Вместо упраздненных карт учета новые требования к регистрации ОПО предусматривают подготовку для каждого регистрируемого объекта Сведений, содержащих помимо его наименования, места дислокации, перечня площадок и техустройств:
Основой для заполнения Сведений служат итоги идентификации и оценка предоставляемой документации.
Документальное подтверждение прав собственности на ОПО:
Если более конкретно, то могут потребоваться:
Подразумевается текстовая часть подраздела «Технологические решения», охватывающая такие капстроения как газопотребительские сети с котельными и складами для вредных веществ.
Поскольку Федеральным законом №116-ФЗ предусматривается проведение ЭПБ и экспертизы, обусловленной Градостроительным кодексом РФ, при подаче документов на регистрацию опасного производственного объекта Ростехнадзоре обязательно указывают реквизитные данные экспертных заключений:
Корректное заполнение заявления и Сведений, проведение идентификационных мероприятий, предоставление в Ростехнадзор полного набора достоверной документации завершается получением в 20-дневный термин:
Зарегистрированным объектам присваивается класс опасности и индивидуальный номер, по знакам которого можно идентифицировать орган регистрации, предприятие-пользователь и сам ОПО.
Наличие регистрационных документов дает право на получение лицензии Ростехнадзора, разрешающей использование ОПО 1-3 классов опасности. Регистрация – бессрочна и потому она остается действительной в течение всего эксплуатационного срока ОПО.
Потребность в перерегистрации и обновлении данных ОПО может быть обусловлена:
Отсутствие обновленных регистрационных документов может служить основанием для составления Ростехнадзором предписания за нарушения