г. Москва,
Электролитный проезд, д. 1, корп. 2
Обратный звонок
г. Москва, Электролитный проезд, д. 1, корп. 2
Обратный звонок

+7 (495) 268-06-77

заказать обратный звонок

Идентификация опасных производственных объектов

Идентификация опасных производственных объектов

Идентификация опасных производственных объектов (ОПО) – это ряд действий, направленных на обнаружение признаков опасности у используемых объектов для определения их наименования, типа и классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № ФЗ-116.

Достижение главной цели идентификации, заключающейся в установлении атрибутов опасности ОПО, позволяет отнести объект к соответствующей категории и правильно его классифицировать. Информация, полученная в процессе идентификации, служит основой, когда:

  • Сведения об ОПО вносятся в государственный реестр
  • формируются страховые полисы гражданской ответственности предприятий-пользователей ОПО
  • при подготовке Сведений, характеризующих ОПО

По итогам проведения идентификационных мероприятий выносится заключение об опасности объекта. Если он признан угрожающим, его необходимо зарегистрировать в госреестре. Если приметы риска отсутствуют, объект не нуждается в регистрации.

За корректность выполнения идентификации и правдивость полученных результатов ответственность несет предприятие, использующее ОПО



Идентификационные нововведения

С февраля 2017 года действует новый административный регламент, утвержденный приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494. Внесенные им новшества в итоговые идентификационные документы затронули:

  • Шаблон для Сведений с характеристиками ОПО
  • Упразднение учетных карт
  • Составление Сведений отдельно на каждый ОПО

В январе 2018 года начали действовать пункты 2 и 11, а также Приложение № 1 приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495, которые вновь ввели в регламент раздел с общими требованиями к идентификации, отсутствовавший более шести лет. Эти пункты, применяемые при первичном внесении информации об ОПО в государственный реестр:

  1. Исключают все требования, действовавшие до их принятия
  2. Вводят понятие именного кода объекта
  3. Производят систематизацию наименований ОПО в рамках проведения идентификационных мероприятий

Номенклатура наименований содержится в Приложении № 1, которым отменяется понятие «тип объекта».


Регулярность и причины проведения

Каждая подача документов, сопряженная с внесением или изменениями данных в госреестре подразумевает проведение полноценной или упрощенной идентификации ОПО. Выполнение ее мероприятий может быть обусловлено:

  • Необходимостью подтверждения передаваемых в Ростехнадзор Сведений с характеристиками ОПО, являющихся итогом распознавания опасных признаков (приказ № 495)
  • Безошибочность идентификации всегда проверяется Ростехнадзром, кроме случаев, связанных с внесением изменений в информацию о предприятии-пользователе ОПО (админрегламент)

Непрерывная актуализация законодательства в сфере промбезопасности увеличивает значимость идентификации для каждого эксплуатанта, поскольку благоприятный ответ Ростехназора возможен только при соответствии документов действующим требованиям и нормативам.



Сроки идентификации

Документальное формирование объекта начинается с идентификации, которая определяет, опасен он или нет. Если идентификационное заключение подтверждает его угрожающий характер, объект подлежит обязательной регистрации, на которую отводится:

  1. 10 рабочих дней с момента эксплуатационного запуска – для вновь построенных ОПО
  2. Аналогичное количество дней с момента появления нововведений – для действующих ОПО, состав или данные которых были подвергнуты изменениям

Сроки установлены приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495, регулирующим регистрацию ОПО.


Правила распознавания опасных признаков

Идентификация ОПО регламентируется требованиями, утвержденными приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 № 168, согласно которым:

  • Проектные значения принимаются, как количественные и качественные показатели опасных веществ
  • Во время распознавания опасных признаков анализируется проектная документация, что позволяет выявить все ОПО организации независимо от их дислоцирования
  • По итогам проведенных мероприятий составляется идентификационное заключение, на передачу которого в территориальный орган Ростехнадзора отводится до 10 рабочих дней
  • Функционирование идентифицированных ОПО выполняется с соблюдением требований ПБ

Распознавание ОПО производится в пределах единой территории с учетом остальных объектов, расстояние до которых менее 500 м.


Особенности и алгоритм распознавательных мероприятий

Обнаружение опасных объектов начинается с создания внутреннего приказа, которым устанавливаются алгоритмы и сроки проведения идентификационных мероприятий.

  1. Подготовка документов с ключевыми данными объекта, учитывающая положения приказа Ростехнадзора № 495
  2. Для определения признаков опасности на основании ФЗ-№ 116 анализируется состав ОПО и проектной документации, а также учитываются прочие нормативы, касающиеся использования опасных объектов, включая техргеламенты и декларации ПБ
  3. Категорию ОПО определяют, базируясь на технологических процессах и параметрах техустройств, соответствующих конкретному объекту из Приложения № 1 ФЗ-№ 116
  4. Класс опасности и тип ОПО устанавливают, руководствуясь критериями из Приложения № 2 ФЗ-№ 116 и учитывая категории, назначение, количество опасных веществ и параметры техустройств объекта
  5. Наименование ОПО устанавливают, опираясь на его особенности, назначение и профильную принадлежность в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 № 168 (был в силе до 31.12.2017 г.) и учетом примечаний к названию объекта в виде <1>
  6. Подготовка Сведений-характеристик ОПО, образец заполнения которых можно найти в Приложении № 4 к приказу Ростехнадзора № 494

В случае некорректной реализации идентификационных мероприятий или внесения ошибочных значений в Сведения, Ростехнадзор отказывает в регистрации ОПО с дальнейшими пояснениями в дни, отведенные для приема



Документация для распознавания ОПО

Реализация идентификационных действий начинается с предоставления набора обязательных документов:

  • Проектная документация, учитывающая нововведения
  • Аргументация безопасности ОПО (если разработана)
  • Декларации ПБ (если имеются)
  • Соответствующие техрегламенты
  • Генплан дислокации строений
  • Информация о технологиях, используемых на основных и вспомогательных производствах
  • Спецификации имеющегося оборудования
  • Эксплуатационные паспорта, инструкции и прочие документы на техустройства ОПО
  • Информация об объемах опасных веществ, которые одновременно могут или находятся на объекте

Заполнение Сведений

Преобразование формы для внесения Сведений о характеристиках ОПО, стало одним из важных новшеств Административного регламента. Она заполняется отдельно на каждый опасный объект, использующийся предприятием, по итогам проведенной идентификации и проанализированных в ее рамках документов.

Новый шаблон для отображения Сведений представляет собой таблицу, состоящую из 8 разделов:

  1. ОПО
    • Вносится наименование ОПО с указанием кода принадлежности, приобретенного в процессе распознавания признаков опасности объекта. Кодовые обозначения изложены в приказе Ростехнадзора от 07.04.2011 № 168, например, газопотребительские сети – «11»
    • В этом же разделе отображают адрес фактической дислокации ОПО. Юридический адрес собственника или домашний адрес ИП (по паспорту) указывается, если на ОПО используются мобильные и самоходные технические установки, и механизмы
    • Сюда же вносят код ОКТМО, где дислоцируется ОПО. Это может быть «45315000» муниципальное образование город Москва округ Сокольники
  2. Признаки опасности
    В разделе отображается каждый обнаруженный атрибут опасности с числовым кодовым обозначением – емкости, функционирующие под повышенным давлением или подземные работы
  3. Класс ОПО
    Объекту присваивается единственный класс опасности, например, теплосети – 3 класс, карьеры – 2 класс
  4. Классификация ОПО
    Для объектов, содержащихся в пунктах 1-9 Приложения № 2 к ФЗ №116
  5. Виды деятельности, которым требуется лицензирование для использования ОПО
    Отображаются разновидности, требующие получения лицензии и у которых она уже имеется
  6. Заявитель
    • Полное наименование юр. лица (Открытое акционерное общество «Зенит») или ИП (Петров Николай Иванович)
    • Юридический или домашний адрес для ИП (по паспорту)
    • Должность и инициалы руководителя предприятия собственника ОПО
  7. Реквизитные данные ОПО и Ростехнадзора
    Все графы заполняются специалистами Ростехнадзора, кроме той, в которой отображается полное наименование территориального подразделения Службы
  8. Состав ОПО

    Информация вносится по аналогии с предыдущей версией Сведений:

    • Наименование каждой составляющей ОПО (площадки, цеха, участка)
    • Ключевые особенности опасности
    • Наименование, тип, модель, заводской, учетный или регистрационный номер техустройства, вредного вещества или смеси
    • Проектно-эксплуатационные показатели с указанием дат изготовления и запуска в использование
    • Числовые кодировки опасных примет, обнаруженных в ходе идентификационных мероприятий
  9. Согласование Сведений

    Сведения, характеризующие ОПО – это обобщенные итоги проведенной идентификации, координирование которых требуется при регистрации и появлении нововведений, связанных с ОПО. Согласовательный процесс может занимать до 20 рабочих дней.

    Для его проведения в территориальный орган Ростехнадзора подается заявление по юр. адресу собственника объекта. При существовании филиалов или автономных подразделений, использующих ОПО, Сведения согласовываются по месту регистрации головного предприятия, ИНН которой им присвоен.

Загрузка
Программа и методика приемочных испытаний
Обоснование безопасности ОПО
Система управления промышленной безопасностью (СУПБ)
Паспорт безопасности химических веществ MSDS
Паспорт безопасности опасных производственных объектов
Расчет остаточного ресурса зданий и сооружений
Исключение ОПО из реестра Ростехнадзора
Технический паспорт взрывобезопасности
План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (ПЛА/ПМЛЛА)
Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО
Положение о производственном контроле
Отчет об организации производственного контроля
Присвоение класса опасности ОПО
Карты учета опасных производственных объектов
Регистрация и постановка на учет технических устройств
Идентификация опасных производственных объектов
Перерегистрация опасных производственных объектов
Регистрация опасных производственных объектов
Лицензия на газовую котельную
Лицензирование опасных объектов
Переоформление лицензии Ростехнадзора
Лицензия Ростехнадзора
Экспертиза промышленной безопасности проектной документации
Экспертиза декларации промышленной безопасности
Экспертиза обоснования безопасности ОПО
Регистрация технических условий
Консервация оборудования
Консервация котельной
Консервация зданий и сооружений
Технические условия (ТУ)
Техническое перевооружение ОПО
Ликвидация ОПО - разработка проекта на ликвидацию опасного производственного объекта
Консервация ОПО
План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН)
Проведение неразрушающего контроля
Экспертиза промышленной безопасности
Разработка технической документации
Аудит промышленной безопасности
Декларация промышленной безопасности
ЭПБ документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию ОПО
ЭПБ технических устройств
Проведение и регистрация ЭПБ зданий и сооружений ОПО
Добровольная экспертиза в рамках сертификата промышленной безопасности
ЭПБ технических устройств

Дополнительные услуги

Вернуться
Вернуться